Хатхайогапрадипика - это известный авторитетный трактат по йоге, который используется в качестве руководства разными школами Йогинов в Индии. Из всех существующих работ по оккультизму Хатхайогапрадипика, возможно, не имеет себе равных в попытке решить проблему соотнесения систем Раджа-йога и Хатха-йога. Трактат, представляя в каждом предложении истину, предлагает, с одной стороны, богатство оккультного знания ревностным ученикам Йогавидьи и, с другой, держит за видимым очарованием яркого покрова ядовитую змею, готовую броситься на первого, сбившегося с праведного пути, на того, кто еще полностью не стряхнул суетную грязь, прежде чем пуститься по запретному пути йоги. Только чистота и отсутствие эгоизма дадут проницательность и силу для выделения чистой капли бессмертия из сложного состава, в котором мистический автор трактата так прекрасно сочетал две системы йоги.

Введение

Слово "йога" означает единение Дживатмана и Параматмана. Учение, дающее путь приобретения этого оккультного знания, называется Йога-Шастра. Ввиду того, что это знание прямо приводит к слиянию Дживатмана и Параматмана, оно считается очень священным и величественным и, как таковое, не передается своими хранителями беспорядочно всем людям. Только те, кто прошли через самые суровые испытания, считались годными для его получения. Строгие правила поведения в ученичестве и методы их соблюдения изложены в Шивасамхите.

Мудрец Патанджади, основатель философии йоги, утверждал в своих "Афоризмах йоги" (1.23), что неутомимая преданность Ишварс (или Гуру) - одно из наиболее существенных условий, требуемых от изучающих йогу. Другим не менее важным условием, как сказано" в 20-м афоризме того же раздела, является вера, без которой знание для учеников невозможно: половинчатая или колеблющаяся вера в Учение или Гуру непригодна.

Согласно Шастрам ни одно знание не является более важным, чем Йога-Шастра, а Веды называют ее словом "видья", Бог Шива высказал это в Шива-Самхите так: "Изучая все Шастры и постоянно медитируя над ними, я пришел к выводу, что ни одна Шастра не заслуживает такого изучения, как Йога-Шастра".

Пифагор, Платон и другие философы Греции восхваляли изучение этой науки, и девизом над входом в учебное заведение у них было: "ПОЗНАЙ СЕБЯ".

Среди ведущих представителей современной мысли - Декарт, Спиноза, Кант, Шопенгауэр, Эмерсон и другие проявили не меньший энтузиазм в оценке величия этой науки, чьим объектом они провозглашали разгадывание тайны бытия человека и окружающей его природы.

Приобретение знания этого учения преисполнено трудностями, а достаточно квалифицированные учителя редки и необщительны, кроме как с усердными учениками. Неясности изложения предмета в письменной работе требуют словесного разъяснения Гуру. Реальный талант никогда не станет покупать желаемое знание или изменять железные правила, предписанные Шастрами. Благословение Гуру, дарованное в обмен на тяжело добытые достижения, возможно даже с риском для жизни - единственное средство для приобретения священного знания. В Бхагавате и других Пу-ранах ученику, который еще не смог найти своего Гуру советуется молить и почитать Ишвару (Вишну или Шиву) и стремится отключиться от всех суетных желаний; такое самоотречение - единственный путь нахождения Гуру для направления ученика в его дальнейшем совершенствовании.

Системы йоги имеют различные названия и известны как Аштанга, Лайя, Дхиана, Мантра, Бхакти, Тарака, Карма и т. д. Все, они, тем не менее, могут быть объединены в два больших объединения: Раджа-йога и Хатха-йога. Они взаимозависимы и неосуществимы друг без друга.

Почтенный мудрец Патанджали в своих "Афоризмах йоги" определил йогу, как прекращение видоизменния принципа мышления* (* Посвящая Рамачандру. его Гуру Васиштха сказал: "Счастье и страдание, испытываемые в этой жизни, имеют причиной деятельность ума. Три мира образованы умом. Прекращение психической активности повлечет за собой исчезновение трех миров с их страданиями. Контролируя ум, овладевают всеми оккультными силами. Если ум не находится под контролем, то все остальное становится бесполезным и болезненным"), что достижимо различными методами, ни один из которых неосуществим без контроля над праной и дыханием, внутренне связанных с умом. Эта связь подтверждается нашим ежедневным жизненным опытом. Когда мы глубоко поглощены своими мыслями, процессы дыхания замедляются. Прекращение психической активности возрастает пропорционально замедлению дыхания, а в случае удушения одновременно прекращается и психическая деятельность до тех пор, пока дыхание не восстановится. Полное же исчезновение умственной деятельности происходит во время смерти тела. Это доказывает, что ум и прана - другое название жизненного дыхания - взаимообусловлены - одно не может действовать без другого.

В Шивагите говорится, что носителем ума является прана, и, таким образом, ум присутствует там, где есть прана. Иными словами, ум может быть представлен как наездник, а прана - как лошадь. В йогавасиштхе отношение между умом и праной описаны так:

"О Рама! Для движения колесницы, которой является тело, Ишвара создал разум и прану, без которых она не может действовать. Когда прана покидает дело - движения нет. Когда работает разум - прана движется. Они относятся друг к другу так же, как возничий и колесница. Они движутся одно на другом. Таким образом, мудрому следует изучать регуляцию праны, если он хочет остановить деятельность ума и сосредоточить волю на достижениях йоги. Регуляция праны приносит счастье как мирское, так и духовное, от обретения царств до мокшы, или Высшего Блаженства. Поэтому, О РАМА! изучай науку дыхания или праны".

Прана - это основной принцип движения в Стхула (плотном), Сукшма (тонком) и Карана (причинном) телах.

Сейчас мы попытаемся более детально рассмотреть Хат-ха и Раджа-йогу и увидеть различия между ними.

Считается, что "Хатха" - сложное слово, состоящее из двух слогов: "ха" - что означает "луна", и "тха" - что означает "солнце". Это соответствует дыханию, осуществляющемуся через левую и правую ноздрю. Регуляция дыхания в целях контроля за изменением принципа мышления называется Хатха-йогой, из которой естественно вытекает Аштанга-йога, Мантра-йога и другие, вышеперечисленные. Раджа-йога начинается там, где Хатха-йога, должным образом выполненная, завершается. Было бы неверно считать Хатха-йогу каким-то ужасным гимнастическим подвигом, так как опыт показал, что умеренные упражнения способствуют здоровью и долголетию. Занятия йогой дают силу предупреждать и устранять болезни как телесные, так и духовные, потому что эта практика регулирует работу сердца, легких и кровообращения. Она даже дает возможность на неопределенный срок отодвинуть смерть, хотя такая привилегия редко практикуется истинными йогинами. которые знают последствия вмешательства в законы природы.

Так как Раджа-йога и Хатха-йога необходимо дополняют друг друга, подобно конечностей одного тела, ни одна из них не может быть выполнена без другой, так же как нельзя достичь полезного результата без руководства компетентного Гуру, и никто не сможет стать настоящим йогином без знания практики обеих.

Рожденный Раджа-йогин обладает естественной силой концентрации внимания без усилий. Эта концентрация, как важнейшая характеристика Раджа-йоги, - естественный результат силы воли, могущественно контролирующий разум, приводя его в единение с Дживатманом и Параматманом посредством естественной или бессознательной задержки дыхания.

Мы уже говорили, что Раджа-йога начинается там, где кончается Хатха-йога, Любая другая йога (Лайя, Тарака, Дхиана и пр.) имеет свое начало в Хатхе-йоге, сознательно или несознательно, и заканчивается в Раджа-йоге. Практика Раджа-йоги нелегка, тому, кто впервые начинает ее в настоящей жизни, если он не приучил к ней себя в предыдущих воплощениях. Учитывая, что знания, приобретенные в предыдущих жизнях, реализуются в настоящем, ученик легко достигает Раджа-йоги через необходимые начальные шаги в Хатха-йоге, с которой начинают в любом воплощении. Таким образом, было бы верно начинать с Хатха-йоги, так как она неизбежно направляет на очищение человеческого тела и морального состояния.

Ученики йогавидьи разделяются на три категории: Уттама Адхикарин (высшая), Мадхияма Адхикарин (средняя), Каништха Адхикарин (низшая). Ученики, имеющие различной степени достижения, приобритенные в прошлых жизнях, включаются в первые две категории. Мы же будем говорить о Каништха. Адхикаринах, которые начинают свою йогу в нынешней жизни. Так, невозможен путь йоги, свободный от Хатха-йоги, по которому терпеливо идут под руководством компетентного Гуру, Шри Шанкарачарья писал в своем трактате по Раджа-йоге, названном Апарокшанубхути; "Практика Хатха-йоги предназначена для тех, чья природа требует очищения от загрязнений". Итак, поскольку большинство людей несвободно от недостатков, постольку большинство учеников нуждается а начальной подготовке, которая сделает их годными для занятий системой Раджа-йоги, подготовкой для которой ничто так не приспособлено, как Хахта-йога.

Заблуждения в представлениях тех, кто, не рассмотрев беспристрастно философию Санкхьи и йоги - термины синонимичные Раджа и Хахта-йоги, - считают, что это два различных учения, имеющие различное отношение к знанию Высшей Личности, опровергнуты в Бхагаватгите (в. 4 и 5), где Шри Кришна говорит Арджуне, что предположение о разделенности йоги и Санкхьи невежественно. При практике одной из них достигаются результаты обеих. Цели, которых добивались последователи Санкхьи, так же достигаются и йогинами. Поэтому он не видит разницы между Санкхьей и Йогой в обладании интуитивной силой знания.

Великий мудрец Васиштха, Гуру Рамачандры, проливает дальнейший свет на этот предмет в Йога-Васиштхе, где он, обращаясь к своему достойному ученику, говорит: "О Рама! Для уничтожения (успокоения) ума предписаны только два пути: Йога и Джнана (знание). Йога достигается путем подавления деятельности ума, а знание - путем правильного видения, то есть усмотрения истинных причин явлений. Для одних трудна Йога, для других - Джнана. Именно по этой причине величайший Шива показал два пути".

Похожее мнение выражено и в Кармапуране, где в главах Ишварагита мы читаем, что "единственным средством приобретения этого знания служит приверженность доктринам Санкхьи и Йоги, так как они есть одно: и тот, кто усердно посвящает себя им, несомненно, постигнет истинную природу Божества".

Бхагаватгите написана в восемнадцати главах, в каждой излагая систему Йоги: и в восьмой главе Шри Кришна советует Арджуне стать Йогином, так как этим он сможет избежать впадение в ошибки силой знания Высшей Личности, дающегося Йогой своим последователям.

Мы надеемся, что ясно показали на примере авторитетов и Шастр, что Хатха-йога и Раджа-йога далеки от противопоставления друг другу, по, наоборот, взаимообусловлены, и занятия Раджа-йогой не могут быть успешно завершены без взаимодействия со своей сестрой Хатхой-йогой. Также было показано, что надежнее начинать с Хатха-йоги.

Основателями Хатха и Раджа-йоги соответственно являются Боги Шива и Вишну. Чтобы продемонстрировать миру фундаментальное единство двух систем, различающихся, возможно, только внешне. Основатели почитали друг друга как своего Гуру с целью достижения освобождения, что выражено в следующей максиме: "Сердце Шивы есть Вишну, а сердце Вишну - Шива".

Для того, чтобы более убедительно проиллюстрировать единства этих систем (отождествленных со своими основателями: Богами Шивой и Вишну), Ишвара обратился к поддерживающим их мудрецам в последней главе Ишварагиты так; "Сейчас я полностью разъяснил различные предметы, относительно которых ваш ум был сбит с толку сомнениями, но узнайте вдобавок, что это Нараяна и Я, - бестелесная, нерушимая, высшая и всеобщая душа. Те, кто видит различия в этом мире, полагают нас двумя различными божествами. Его называют Вишну, а меня - Махэшвара. Те же, кто знает, что мы в сущности одно и то же, освобождаются от страданий перерождений".

Для дальнейшей иллюстрации достоинств Хатха-йоги, что мы попытались показать несколькими цитатами древних авторов, привлечем внимание читателя к хорошо знакомой, но, несмотря на это, неоспоримой аналогии, изложенной в очень древней работе - Шайвагаме, где Адинатха (Бог Шива) убеждал даже наиболее совершенных йогинов не отказываться от практики Асаны, Пранаямы, Кумбхаки хотя бы для того, чтобы сохранить свое тело в постоянном уравновешенном здоровье, так же как и человеческий быт требует поддержания в жилище хорошего санитарного состояния

В целях просвещения людей, жаждующих знания, Великий Йогин Сватмарама составил с позиции обоюдного преимущества двух систем Хатхайогапрадипику, английский (русский) перевод которой мы попытались изложить на этих страницах в помощь изучающим, не знакомым с санскритом, с оригинальным текстом и комментариями. Лучшей наградой для нас будет, если результаты трудов Великого автора оценятся по достоинству и если читатели, мало знакомые с предметом, смогут исправить путаницу и ошибки, которые в настоящее время преобладают в отношении учения Йоги.

ТУКАРАМ ТАТЬЯ.