Избранные главы Законов Ману.

Манавадхармашастра (Законы Ману) – самая авторитетная, цитируемая и популярная – была окончательно отредактирована не позднее 1–2 вв. Текст, включающий около 2700 стихов, распределяется по 12 главам (адхьяйи).

Глава 1 задает космологическую «рамку» изложения дхармы: великие мудрецы-«визионеры» риши просят у первочеловека Ману изложить дхармы всех варн и людей смешанного происхождения; Ману излагает космогонический процесс, «запущенный» Самосущим, происхождение Брахмы и Пуруши, неба и земли, всего сущего и всех живых существ, а также космические «дни» и «ночи» и далее поручает изложить все одному из семи риши – Бхригу, который также начинает с истории мироздания, созданного семью Ману (сыновьями Самосущего), а затем переходит к общим положениям – об изменении дхарм в четыре космических века (завершая нынешним – кали-югой), об основных обязанностях брахманов, кшатриев, вайш и шудр и о превосходстве брахманов над остальными людьми.

Главы 2–6 излагают источники «дхармического сознания» и обязанности брахмана, в последовательности ашрам (стадии ученика, женатого домохозяина, лесного отшельника и странствующего аскета), в соответствии с материалом Дхармасутр.

Глава 7 посвящена дхарме кшатрия-царя, а также установкам правильной администрации и политики (нити) – в этих материалах некоторые исследователи правомерно усматривают утилизацию традиции «науки политики» (артхашастра).

В главах 8–9 разбираются «гражданские» и судебные законы и наказания (находящиеся в компетенции царя), 18 традиционных поводов для судебного иска по гражданским и уголовным делам, регуляция супружеских и родственных отношений и дхармы двух низших варн – вайшьев и шудр.

В главе Х рассматриваются лица смешанного происхождения (потомство супругов различных варн), нормативные профессии трех первых варн и допустимые для них занятия в чрезвычайных ситуациях (ападдхарма).

Глава XI посвящена «очищениям» или «искуплениям» (праяшчитта) после совершения обрядовых и нравственных проступков, наказаниям за эти проступки в следующих рождениях, правилам дарений и жертвоприношений.

В главе XII излагается «усредненная» индуистская антропология – индивид рассматривается в единстве нематериальных (Атман как «познающий поле» и душа-джива) и телесных начал и (в соответствии с учением санкхьи) как объект действия трех гун, калькулируются последствия как благих, так и не-благих деяний в последующих рождениях; наконец, рассматриваются знатоки дхармы и ее противники, обольщенные ложной философией. Последняя глава и весь текст завершаются «замыканием» космологической рамки: Пуруша или Атман есть универсальное божество, и те, кто видит его во всем сущем, достигают высшего состояния, Брахмана.