Текст «Махамудры» написан в XVI веке тибетским учителем Таши Намгьялом. Он излагает практику школы Каргьюпа (Кагьюпа, Карджупа)  - одного из направлений тибетского буддизма. Текст предназначен для имеющих опыт медитации буддистов и в меньшей степени для общей аудитории. Текст переведён переводчиком Лобсанг П. Лхулунгпой и издан под редакцией и при содействии  ламы  Чогьям Трунгпа Ринпоче.

«Махамудра» переводится как «Великая печать», не в смысле размера, а в смысле значения. Так называлась королевская печать, которой скреплялись важные государственные документы. Труд излагает доктрину самоконтроля с последующим преобразованием собственного разума. Путь имеет два направления – путь мгновенного постижения и путь постепенного приближения. Основное изложение относится именно к постепенному приближению. Сам путь состоит из интеллектуального, а затем интуитивного понимания того, что в основе всего лежит пустота и на основе такого опыта преобразования ума в трансцендентную мудрость.

 

МАХАМУДРА

 

ВВЕДЕНИЕ

 

От редакции

 

     Текст «Махамудры» написан в XVI веке тибетским учителем Таши Намгьялом. Он излагает практику школы Каргьюпа (Кагьюпа, Карджупа)  - одного из направлений тибетского буддизма. Текст предназначен для имеющих опыт медитации буддистов и в меньшей степени для общей аудитории. Текст переведён переводчиком Лобсанг П. Лхулунгпой и издан под редакцией и при содействии  ламы  Чогьям Трунгпа Ринпоче.

 

     «Махамудра» переводится как «Великая печать», не в смысле размера, а в смысле значения. Так называлась королевская печать, которой скреплялись важные государственные документы. Труд излагает доктрину самоконтроля с последующим преобразованием собственного разума. Путь имеет два направления – путь мгновенного постижения и путь постепенного приближения. Основное изложение относится именно к постепенному приближению. Сам путь состоит из интеллектуального, а затем интуитивного понимания того, что в основе всего лежит пустота и на основе такого опыта преобразования ума в трансцендентную  мудрость.

 

     Текст разделён на две части. В первой излагается практика Хинаяны (Теравады) и Махаяны. Во второй части описывается высшая практика Махаяны и ещё более совершенная практика Махамудры.

 

Основа буддистских учений

 

     Прежде чем практикующий допускался к медитационной практике, он должен был хорошо усвоить положения доктрины, куда входили основы морально-этического поведения, изучение текстов сутр и тантр, логики и некоторых других дисциплин. Однако, в буддистской практике образованность является лишь опорой для продвижения, но не целью.  Изучение и обсуждение дают знания, но только медитация даёт пробуждение. Приступая к практике, ученик должен получить от учителя разъяснение терминов и деталей учения. При этом подчёркивается, что всё зависит от самого ученика, а не от учителя. Слушание, чтение и усвоение путём размышления приводит к знанию понятий, которые, несмотря на ограниченность, ведут к более глубокому постижению истины.

 

     Когда ученик усвоил терминологию и более или менее отчётливо представляет, что ему надо делать, он достигает стадии «младшего последователя». Затем ученик старается выработать в себе желание достичь поставленной цели, для чего анализирует окружающую жизнь и делает определённые выводы, которые получает, практикуя нравственное поведение и созерцательное размышление.  Это уровень «среднего последователя».

 

     Укрепившись в желании освободиться от страданий этого мира, ученик приступает к практике успокоения сознания  путём сосредоточения или концентрации. Если его усилия успешны, он получает ощущение необычайной ясности, лёгкости и восторга, которое устраняет все беспокойства.  Такое состояние приводит к «проникающему анализу» - необходимому фактору медитации постижения. Медитация постижения приводит к осознанию того, что то, что мы считаем «личностью» или «Я», на деле представляет собой несамостоятельный поток сознания. 

 

     Развитие медитации постижения приводит к трансцендентной мудрости (бодхичитты) в свете которой практикующий видит всё в двойном аспекте: в свете распознающей мудрости и в свете истинных средств достижения. Он воспринимает в широком диапазоне единство материальных и ментальных явлений. Но здесь ему грозит серьёзная опасность уклониться либо в тупость общего отрицания (нигилизм), либо «приклеиться» («прицепиться») к гипертрофированным положительным эмоциям. 

 

Успокоение и постижение – основная стадия медитации Махамудры

 

     Начиная медитацию, ученик сначала осваивает успокоение ума, затем  постижение. На третьей стадии он соединяет эти два состояния ума в одно целое.  На этом этапе необходима постоянная самооценка продвижения и правильно выбранное направление мысленного усилия.  Развивается рациональный взгляд на явления, который проверяется созерцательным уравновешенным отношением. В результате медитативное спокойствие входит и в обычную мирскую жизнь практикующего.

 

Медитация успокоения

 

     Как и любой процесс самореализации, успокоение идёт в несколько стадий, которых в школе Каргьюпа насчитывается девять. Эти уровни называются «мирскими», за которыми идут восемь «сверхмирских» или трансцендентных уровней «созерцательного погружения». Тот, кто освоил все девять «мирских» уровней имеет статус «архата».

 

     Внимание: Начинать надо с конкретного объекта, который может быть материальным, или воображаемым.  Необходимо быть полностью поглощенным этим объектом. Такая практика называется «сосредоточением в одной точке» или «экагратой». Такая концентрация внимания объединяет все силы ума, хотя само по себе внимание нейтрально, а поэтому может играть в практике как положительную, так и отрицательную роль. То есть, вниманием надо управлять.  На этом этапе практикующий в обычной жизни должен сосредотачиваться на положительных сторонах явления, а не на отрицательных. На ранних стадиях практики внимание будет неустойчиво, поэтому требуются немалые упорство, самоотверженность и решительность, чтобы удерживать внимание в нужном направлении.

 

     Роль «сторожа» моментально фиксирующего любое отклонение мысли должно выполнять внимание. В процессе практики оно также преобразовывается в трансцендентное состояние.

 

     Текст «Махамудры»  называет такое настороженное внимание «бдительностью» и делит причины, отклоняющие ум на «кипящие» или «бурные» и «ползучие» или «скрытные». К «бурным» относятся желания, вожделения, возбуждение, нервозность, а к ползучим – лень, апатия, тупость, высокомерие и т.п. Концентрация, вызывая ощущения лёгкости и восторга, вызывает «цепляние» ума за них и, соответственно, отупение.  Это подобно опьянению с потерей чёткости оценок, но с глубокой уверенностью в их точности и отчётливости.

 

     Девять мирских уровней успокоения:  Начав практику, ученик обнаруживает, что его внутренний мир очень мало ему подконтролен, и удержать внимание на выбранной точке очень трудно. На этом этапе лучше всего снизить до минимума раздражающие факторы, для чего рекомендуется уединенная жизнь в месте, где мало всяких отвлекающих помех. Особенно большое значение приобретают самоконтроль и бдительность. Со временем практика превращается в череду коротких моментов сосредоточения, прерывающихся интенсивными отвлечениями. Это считается второй стадией сосредоточения. Затем начинается медленный прогресс, когда увеличивается длительность и частота периодов сосредоточения (третья стадия) и появляется ощущение лёгкости и восторга (четвёртая стадия). Эти ощущения привлекают ум и рассеивают бдительность.  Пятая, шестая стадии представляют собой всё увеличивающуюся продолжительность периодов сосредоточения, которые на седьмой стадии «схлопываются» в процесс самопроизвольной настройки успокоения. Постепенное увеличение длительности и глубины успокоения приводят на девятой стадии к успокоению желаний, что выражается в ощущении безмятежности. Эта стадия называется «приблизительным успокоением» и служит той основой, с которой практикующий шагает в трансцендентность. Правильность практики оценивается по способности практикующего удерживать это состояние успокоения, не возмущаемое ничем, сколь угодно долго. 

 

Медитация постижения истинной реальности

 

     Медитация постижения даёт ключ к пониманию истинной природы реальности, поэтому её называют «высшим пониманием». Она делится на динамический анализ, созерцательное погружение и видение иллюзорности реальности.

 

     Начальная фаза состоит в размышлении над тем, что есть истина, а что иллюзия. Эта практика невозможна без предварительного успокоения, предохраняющего ум от незаметного отвлечения. Аналитическое размышление без успокоения приводит к возбуждению ума и возрастанию внутреннего беспокойства, что лишает практику всякой ценности. На этом этапе практикующий должен развить рациональный интеллект. Сначала ученик изучает доктрину под наблюдением учителя, а затем размышляет над её положениями. Это приводит к «различительной» мудрости и постижению чистой природы психики. Свидетельством освоения этого этапа является ощущение уравновешенности, ясности и блаженства, а также возникновение ощущения «тонкого потока» сознания, который сначала воспринимается как «существующий», затем как «несуществующий», а в конце «не как существующий и не как несуществующий». Но такая мудрость ещё не в состоянии уничтожить корень страданий, куда может проникнуть только «созерцательная мудрость». Эта мудрость достигается тогда, когда практикующий сможет соединить успокоение и постижение в одно целое. Тогда практикующий видит единство явлений, которые внешне воспринимаются как противоположные.  Это, в свою очередь, приводит к  трансцендентной мудрости, называемой «праджнапарамита».

 

     Все школы буддистской медитации, несмотря на различия, придерживаются «среднего пути», который Будда определил таким словами : «О, монахи! Видеть вещи как существующие – глупость. Но ещё большая глупость – видеть их как несуществующие!» Предельной целью пути Махамудры является видение любого явления как проявление пустоты. Это не убежденность в отсутствии, это особая концепция, которую очень трудно понять и ещё труднее усвоить. Особенно грубой ошибкой в буддизме считается деление мира на «Я» и «другое». Доктрина пустоты является отрицанием этой идеи.

 

     По мере развития практики достигается осознание недвойственности реальности, когда всё воспринимается как проявление «одинаковости». Здесь кроется различие школы Каргьюпа от школы Гелугпа. Школа Каргьюпа менее всего полагается на интеллект и делает упор на «простое наблюдение», в то время как Гелугпа полагает, что без первоначального диалектического подхода созерцательной медитации не достичь. (Надо сказать, что буддистская традиция поощряет расхождения, ибо «любая практика ведёт к просветлению»). Отличительными чертами школы Каргьюпа является сочетание успокоения и постижения, что даёт видение предельной реальности, а последнее ведёт к самопроизвольной самореализации.  Эта доктрина сначала давалась только избранным, но затем она была изложена, как метафизика, Гампопой и основные её положения включены в Аннутаратантрайогу. К этой линии принадлежали такие учителя как Тилопа, Наропа, Марпа и Миларепа. Доктрина Махамудры утверждает, что, поскольку основание любого явления или мысли едино, то любое явление или мысль несёт в себе зародыш просветления, поэтому на любой стадии практики есть вероятность спонтанного просветления.

 

    Школы Каргьюпа и Ньингма придерживаются линии ясного и реального видения процесса собственного восприятия. Это самонаблюдение считается основой всей дальнейшей практики. Мирской ум нечист, и когда он очищен, приобретается истинное восприятие, которое ошибочно принимают за просветление. Но такой чистый ум не может появиться у неподготовленного ученика. Только опытный практик способен проявить истинную чистоту ума.  Такая позиция Махамудры не совпадает с линиями других школ, поскольку она полагает, что любая мысль, плохая или хорошая, правильная или неправильная, способна привести к просветлению, ибо практикующий рассматривает не внешнее значение, а сам процесс мышления, который в своей основе одинаков. Медитирующий с развитым интеллектом мгновенно настраивается на такое восприятие – мысль сама по себе не плоха и не хороша. Она пуста и проста в изначальной природе. Практикующий Махамудру рассматривает свою путаницу мыслей как предельную мудрость. Но при этом он должен приобрести пробуждённое сознание.

 

Четыре йоги махамудры

 

     Овладение четырьмя йогами махамудры ведёт к реализации высшего состояния, внешне выражающегося в спокойствии, ясности, бесстрашии, сострадании и мудрости. Однако понять смысл четырёх йог мало кому доступно. Даже бодхисаттвы испытывают в этом затруднения.

 

Смысл книги

 

     Суть книги в  утверждении, что все страдания являются результатом наших же действий, и в нас скрыт ключ к разрушению этого страдания. Этим ключом является медитация, и текст посвящен линии медитации Махамудры. Махамудра соединила в себе устные наставления сиддхов о мгновенной реализации пути, и инструкции по постепенному приближению индийских мастеров махаяны. Таши Намгьял весьма подробно излагает четыре аспекта медитативного опыта, которые изложены как четыре йоги, или четыре стадии йоги махамудры.

 

     Первая йога состоит в успокоении ума, что позволяет избавиться от озабоченности внешними обстоятельствами, и проникнуть в глубину собственного ума. Эта стадия называется «йогой сосредоточения».

 

      Вторая йога является постижением, отсекающим всё, что препятствует внутренней свободе. Практикующий обнаруживает, что ум – это клубок привычек, предрассудков и убеждений. Это стадия «йоги различения».

 

     Третья йога является йогой спонтанного  понимания истинных значений проявлений внешнего мира. На этой стадии любые, даже самые ложные и спутанные мысли, становятся источником осознания. Это процесс «священного наблюдения», а йога называется «йогой единого аромата (или вкуса)».

 

     Четвёртая йога обращается к самой практике, которая ведёт нас к освобождению, но сама привязывает к себе. Это называется «прилипание к средствам». Когда достигается «отпускание» любого преднамеренного сосредоточения, достигается всеобъемлющая постоянная реализация, не требующая никаких усилий. Эта четвёртая йога называется «йогой немедитации».

 

     Махамудра не предназначена для начинающих. Очень немногие имеют от природы развитые способности, позволяющие им сразу приступать к практике. Остальным требуется подготовка, состоящая в упорядочивании своей жизни,  принятии твёрдого внутреннего решения, выработки у себя чувства сострадания ко всем существам, освоении медитационной практики, на этом этапе очень велика роль учителя.

 

Дордже Лоппон Лордо Дордже Холм Ваджрадхата

 

Боулдер, Колорадо,

 

Март 1986 г.