МАХАМУДРА

 

(ТЕКСТ)

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

 

     Видя, что большинство тех, кто обращается к практике этого учения, не имеет никакого представления о ней, я постараюсь объяснить её. Я объясню, почему важна медитация на истинной природе ума и каковы стадии этой медитации.

 

     Постичь предельную реальность можно только одним путём – осознавая истинную природу своего ума. На этом пути имеются две стадии, которые я рассмотрю: общее медитативное погружение (самадхи) и необщая медитация (махамудра). Я покажу, что все реальности являются не более, чем ментальными формами, что приобретается при такой медитации и что теряется, если её не делать.

 

КНИГА ПЕРВАЯ: Медитация успокоения и постижения

 

Глава 1: Обыкновенная медитация успокоения и постижения

 

1.1 Причина успокоения и постижения

 

     Успокоение возникает от нравственной чистоты, постижение – от слушания учения.  Существует шесть причин успокоения: окружение; обуздание желаний; ощущение довольства; ограничение активности; моральная дисциплина; устранение беспорядочности в мыслях.

 

     Постижение приходит благодаря общению с гуру, приобретения знаний и соответствующего размышления.

 

     Соответствующее окружение – это означает жить в таком месте, где легко добыть средства к существованию, где нет мешающих факторов – докучливых соседей, животных или насекомых, где много людей, разделяющих твои взгляды.  Обуздать желания – означает отсутствие пристрастия к внешним атрибутам существования, быть довольным – значит не желать больше того, что имеешь, ограничить активность означает отстранение от дел, вовлекающих в водоворот страстей. Сохранять моральную дисциплину – означает соблюдать заповеди, искренне каяться, размышлять о преходящем характере всех явлений, развивать различительный интеллект, развивая его до понимания предельного значения. Простым заучиванием доктрины не достичь ничего.

 

1.2. Устранение преград, препятствующих успокоению и постижению

 

     Для устранения помех, их следует сначала опознать, а затем, уже, устранять. Успокоению мешают чувственные возбуждения, постижению – вялость, сомнение и сонливость. В обоих случаях мешают нервозность, страстность и раздражительность. Стремление к красивым формам не даёт успокоиться уму, а чувство обиды и неудовлетворённости вызывает тягостное стремление вновь и вновь «пережёвывать» событие, пытаясь определить, что было правильно или неправильно, что плохо или хорошо.

 

     Ум вялого человека неспособен к визуализации, сомнение истощает ум, заставляя сомневаться в успехе.  Отвлечениями также являются стремление к обществу и внешним признакам проявления учёности. Внутренними отвлечениями являются сонливость, апатия или впадание в экстатическое состояние.

 

     Для снижения страстности следует размышлять о непостоянстве, а избегание мыслей об обиде, снижает злость и негодование. Чтобы избежать вялости, думают о радостном, а чтобы устранить сонливость, визуализируют свет. Размышление над сущностью желание, устраняет его, а зло устраняется воспитанием добродушия.

 

       От лени спасает горячая вера; от тупости и чувственности – бдительность; от забывчивости – внимательность; от расслабленности – умственное усилие; от перенапряжения – невозмутимость.

 

     От всех этих недостатков избавляет совершенная лёгкость, но она требует для достижения длительного непрерывного усилия и на начальных стадиях недостижима. Вначале следует практиковать удержание выбранного образа ярким и без искажений, не упуская его, следует внимательно следить за любыми отклонениями ума и предотвращать их.  Когда отклонение ума замечено, его устраняют путём размышления.   Когда ум успокоен, он пребывает сам в себе, что ощущается как проникновение жизненного воздуха в тело. Тогда достигается невозмутимость.

 

1.3. Особые средства устранения тупости и чувственного возбуждения

 

     Особые средства состоят в удержании и удалении. Неспособность контролировать чувства происходит от обильной и тяжёлой пищи, нежелания практиковать по утрам и вечерам, неумелого медитирования. При неумении практиковать медитацию возникает чувство неудовольствия и появляется  тупость. Желание побыстрее добиться успеха, привязанность к семье, друзьям и вещам также мешает успокоению.

 

     От тупости избавляются созерцанием света, размышлением над последствиями этого отупения, созерцанием образа, вызывающего радость.  Ум надлежит направлять на то, что горит и сверкает. В периоды вне медитации следует поддерживать в себе приподнятое настроение, наблюдая красивые пейзажи. Можно и просто ополаскивать лицо прохладной водой.

 

     От возбуждения предохраняют размышления о непостоянстве и культивирование в себе отвращения к кружению в круге рождений и смертей.

 

    Одним словом, если бдительность зафиксировала нарастание отупения, следует возбуждать ум, а если зафиксировано возбуждение – ум следует успокоить созерцанием.

 

1.4. Определение истинной природы успокоения и постижения

 

    Необходимо постоянно стремиться идти вглубь себя, медитируя на ранее проанализированных аспектах реальности. Это называется «пребывать в спокойствии». Когда такое состояние достигнуто, следует стараться удержаться в нём как можно дольше, а затем переходить к состоянию созерцательного погружения. Погружение приводит к исследованию самого состояния и стремлению понять, какова истинная природа процесса познания. Такое понимание требует различительного мышления, упорства в достижении цели, выносливости. Таким образом, успокоение является однонаправленной концентрацией ума, нацеленной на саму концентрацию как состояние, а постижение – всесторонним анализом результатов такой концентрации.

 

     Признаком достижения правильного состояния является ощущение необычной лёгкости и ясности. Если такие ощущения не достигнуты, эта стадия не завершена.

 

1.5. Отличительные признаки успокоения и постижения

 

     Что значит «успокоить ум»? Это означает последовательное, внимательное, с усилием, прояснение ума и приведение его в состояние равновесия и сосредоточения.

 

     Постижение – это рассуждения о понятиях, совершенное исследование, аналитическое рассмотрение объекта в состоянии созерцательного сосредоточения. То есть, это интеллектуальное исследование неизвестных аспектов ума. Такое исследование рассматривает двойственность и недвойственность и различает природу всех вещей. Оно имеет четыре стадии: различение аспектов реальности, выделение абсолютной реальности, рассмотрение концепции двойственности и понимание двойственности.

 

1.6. Стадии успокоения и постижения

 

    Все тексты утверждают, что сначала следует добиваться успокоения, а затем постижения. Признаком достижения успокоения является ощущение лёгкости. Этот подход не совсем верен, ибо такой последовательный процесс предназначен только для  малоинтеллектуальных людей. Лица с развитым интеллектом могут сразу ухватить успокоение и постижение без ощущения лёгкости.

 

1.7. Медитация на соединении успокоения и постижения

 

     Сначала достигается убеждённость в необходимости соединения успокоения ума и постижения, а затем она реализуется. Ум подобен волнам на поверхности океана и без успокоения реализовать постижение невозможно. Но одно успокоение без последующего постижения бесполезно и ведёт к отупению. Когда происходит соединение обеих процессов, ум естественно и свободно встаёт на путь различения реальности. Эта естественность и является признаком достижения заключительной стадии этой медитации.

 

     Некоторые думают, что в успокоении ни о чём не думают, а в постижении только размышляют. Это неверно.  Успокоение – это позиция ума, в которой созерцается только один объект, без размышлений о чём-либо ещё. Постижение – это исследование этого состояния однонаправленности ума с осознанием реальности такого состояния. В результате оба процесса сливаются в единый поток, при котором ум ясно визуализирует ментальный образ с одновременным сознанием этого процесса работы ума.

 

     Результатом такой работы является совершенная чистота ума и мудрость, ведущая к просветлению.  В этой медитации существует причина – слушание учения и внутренняя дисциплина; результат – освобождение от двойственности и психофизических отклонений; препятствие – беспокойство и отсутствие понимания доктрины, стремление быть в толпе и недовольство скудной пищей. Страсть, зависть, скептицизм, раздражённость, апатия, сонливость являются «завесами» (майей) и подлежать уничтожению.