Глава 2. Стадии успокоения и постижения

 

Часть 1. Успокоение

 

2.1.1. Подготовка к практике успокоения

 

     В качестве подготовки следует строго сдерживать чувственность, устранять излишества в жизни, выделить время для физической практики, которая состоит в спокойном сидении в правильной позе и регулировке дыхания. Успокоение реализуется только если перестать беспокоиться о внешних успехах в жизни, неукоснительно придерживаться моральных принципов, упорно стремиться к цели и воспринимать трудности как средство ускорить продвижение по пути.

 

2.1.2. Объяснение ментальных образов

 

     Принципы концентрации следующие: всесторонняя визуализация – сосредоточение ума на объекте с различением или без него и постоянное удержание в уме цели всего пути.

 

     Аналитическая медитация очищает ум от ментальных образов и от желания возвращаться к ним потом. Для этого визуализируют неприятные образы, что приводит к появлению чувства сострадания ко всем – как к друзьям, так и к врагам.  Это приводит к визуализации тела как соединённому действию пяти элементов. Чтобы устранить рассеяние ума, применяют практику наблюдения за дыханием.

 

     Умелое исследование содержит некоторые специальные приёмы, призванные уничтожить сознание «Я». Оно включает понимание природы психофизических явлений, анализ чувственных восприятий, показывающий, что всё это зависит от работы наших органов чувств и что каждая мысль тянет за собой следующую. Поэтому прекращение одного потока мысли вызывает немедленное появление следующего потока. Созерцание проявления закона причины и следствия ведёт к пониманию временности любого явления.

 

     Медитация на сферах желания ведёт к устранению причин страдания. В такой медитации сначала удерживают ум на выбранном объекте, а когда такой образ закрепляется, он удерживается в поле зрения без различения и изучения.

 

     Если медитирующего одолевать вожделение, он должен медитировать на уродстве тела;   если одолевает запутанность, следует медитировать на связи действия и запутанности; если подвержен тщеславию, следует концентрироваться на работе пяти элементов тела.   Если теряется способность к различению, концентрируют внимание на вдохе и выдохе, а, затем, на приятном образе.

 

     Если пытаются освободиться от желания, рассматривают внешнее, грубое его проявление и источник или тонкую форму. Если освобождаются от формы, следует рассматривать её грубое проявление и тонкий, бесформенный аспект. Если желают освободиться от всех восприятий следует медитировать на реальности страдания и его причинах. Человек, склонный к эмоциям, может выбрать любую медитацию. Страстный человек может направить свой ум на тот объект, который ему больше нравиться.

 

2.1.3. Визуализация на начальных этапах практики

 

     Для тех, кто не в состоянии успокоить мысли, предпочтительно медитировать на дыхании. Вначале следует брать простой объект для визуализации. Он может быть внешним и внутренним. Внешняя визуализация состоит в сосредоточении ума на священном слоге (мантре), священном символе (мандале), или же на любом другом объекте. Когда направленность ума установлена и укреплена, её можно направлять на что угодно.   

 

     Внутренняя медитация – это направленность ума на своё тело, которое можно визуализировать в форме скелета или личного божества (идама), дыхании, крошечном визуализируемом символе, мысленно созданном свете, чувстве радости или блаженства. Важно бдительно удерживать визуализируемый образ в фокусе внимания, избегая как отупения, так и возбуждения. Это очень трудно удерживаемое равновесие.

 

2.2. Методы реализации успокоения

 

     Методы включают в себя восемь точек стабилизации, девять стадий успокоения, шесть методов достижения и четыре ментальных принципа применения.

 

2.2.1. Восемь точек стабилизации

 

     Три формы лени, отсутствие удовольствия от медитации, рассеянность ума ликвидируются  осознанием преимуществ успокоения, укреплением трёх видов доверия, развитием стремления к покою и перенесению напряжения и утомления как средств укрепить практику.  Этим достигается лёгкость и ясность ума.  Рассеянность ума устраняется напряженностью, а возбуждение – расслаблением.

 

2.2.2. Девять стадий успокоения

 

     Ум фокусируется на выбранном объекте и возвращается к нему сразу, как только замечено отклонение. Такая практика приводит к постепенному увеличению длительности фокусировки  и практикующий начинает осознавать преимущества медитации. Это приводит ум к устойчивости.  Если возникает нежелание медитировать, его устраняют размышлением над последствиями такого отказа.  Это называется «укрощением ума». В конце, на восьмой девятой стадии успокоения достигается неотрывная концентрация, становящаяся естественным состоянием ума, не требующим усилия и напряжения.

 

2.2.3. Шесть методов достижения

 

   Они заключаются в слушании наставлений и изучении учения, что создаёт предпосылку к концентрации; внимательности, что заставляет ум постоянно возвращаться к объекту концентрации; бдительностью устраняют любое нежелание заниматься концентрацией; старание даёт усмирение ума; и на последней стадии достигается естественное спонтанное состояние погружения без усилия.

 

2.2.4. Четыре ментальных принципа

 

    Эти принципы таковы: напряженная концентрация, использование пауз, не использование пауз, естественная спонтанность. Усилие позволяет освоить первую и вторую стадию успокоения, усилие, перемежаемое паузами даёт возможность освоить от третьей по седьмую стадии, применением усилия без пауз осваивается восьмая стадия и применение без усилия является девятой стадией успокоения ума.

 

Часть 3. Постижение (Глава 3)

 

2.3.1. Общая медитация постижения

 

     Постижение бывает обычным, сверхобычным и постижением махаяны. Постижение, основанное на размышлении и восприятии относится к обычным, основанное на всеохватывающем исследовании и ведущее к мудрости – к сверхобычным, а анализ отдельной реальности, ведущий к сияющей мудрости – к постижению махаяны.  Этими практиками занимаются, уже достигнув определённого совершенства в успокоении ума.  Другими словами, сначала развивают мудрость, чтобы различить природу мыслей. Этим достигается состояние, когда образ постигающего и постигаемого сливаются. Это очень важный уровень.

 

2.3.2. Методы достижения сущности видения

 

     Методы, используемые буддистскими школами: Практикующий медитацию должен рассматривать двойственность как работу сознания, лишенную в своей основе реальности.  Это линия школы Виджнанавады, к которой принадлежит Васубандха. Школа Мадхьямики утверждает, что поскольку явления лишены субстанции, интеллект не имеет сущности. Для этих школ недвойственность сознания –основной тезис.

 

     Школа Нагарджуны и его ученика Арьядевы считает, что в двойственности нет ничего реального если её исследовать с позиции логики. Эта линия, называемая Сватантрика-мадхьямика, допускает существование надёжно установленного, через неконцептуальное сверхвосприятие,  явления. Такое состояние называется « сокровенная распознающая мудрость».

 

     Праснгика-махьямика постулирует запредельное состояние сознания, связанное с пустотой. Она переживается  с помощью логического анализа любого явления, отвергая как нигилизм, так и абсолютную действительность.

 

    Тибетская школа предложила доктрину, считающую, что любая реальность является работой ума, в то время как сам  не имеет никаких концепций. В результате медитирующий развивает взгдяд на любое явление как на выражение неопределимой первичной пустоты.

 

     Медитация на общей бессамостности:  Ум развивает в себе привязанность к субъекту и объекту, попадая в ловушку двойственности и принимая реальность за абсолютно существующую. Это и создаёт карму. Путём тщательного анализа и внимательного наблюдения достигается понимание относительности восприятия и явлений. Когда такое понимание достигнуто, медитируют на уничтожении мнения о «я» и приходят к выводу, что оно неотделимо от того. Кто воспринимает. А поскольку воспринимает «я», то при его отсутствии исчезает и сущность явления.

 

     Пустота освобождает от заблуждений, но тот, кто концептуализирует пустоту, не достигнет освобождения. Просветление достигается искусными методами, а не простой медитацией на пустоте. 

 

     Особые методы медитации на видении предельной реальности: Эти методы включают определение реальности, спокойное погружение и восприятие после погружения. Нельзя медитировать на том, что природа ума существует или не существует, нельзя медитировать на пустоте всего как на причине. Это заблуждение. Истинное видение достигается путём устранения сомнений и чётким осознанием того, что всё является проявлениями деятельности ума, а сам ум не содержит ничего. Отсюда происходит восприятие реальности как иллюзорной работы ума. На нижних ступенях практики это достигается путём интеллектуальных размышлений и накопления наблюдательного опыта. Для достижения такого понимания нужно неотрывно и бдительно следить за своим умом, избегая, при этом, давать какие-либо оценки, что-то принимать, а что-то отвергать.  Тогда ум возвращается  к внутреннему естественному состоянию, которое называется «спокойным погружением». Когда медитирующий выходит из погружения, ему следует сохранять отношение к реальности, которую он начинает воспринимать, такое же, какое у него было в погружении.  Это называется «восприятием после погружения» (постпогружением). Такое сохранение ведёт к уничтожению двойственности по отношении к восприятию, устранению «прилипания» или «цепляния» к ней, и восприятию любого явления как проявления внутренней реальности.

 

 

Часть 4. Очищение от сомнений

 

4.1. Различия между аналитической медитацией и медитацией концентрации

 

     Видение внутренней реальности через аналитическое исследование сводит всё к чисто интеллектуальному упражнению, в то время как видение той же реальности через концентрацию является простым переживанием. Суть медитации – в соединении их в одно целое.

 

     Аналитическое исследование состоит в изучении мнений авторитетов, в то время как концентрация даёт непосредственное восприятие. Первая линия представлена трудами Асанги и Нагарджуны, вторая – Сарахой и Шивари.  Но обе линии ведут к одинаковому переживанию предельной реальности. Имеются высказывания, что без изучения авторитетных трудов невозможно реализовать совершенное видение. Это неверно, но без сделанных ранее аналитических выводах, внимательности и бдительности достичь успеха в концентрации нельзя.

 

4.2. Применение анализа и концентрации к успокоению и постижению

 

     Существуют утверждения, что попытка анализа прерывает концентрацию, и наоборот. Это неверно, поскольку такие утверждения предполагают, что анализ – это полностью интеллектуальное действие, а концентрация вообще неконцептуальна. Но тогда объединение успокоения и постижения было бы невозможно.

 

     Как следует практиковать?  Сначала фиксированной внимательностью достигают успокоения ума девятью методами, описанными выше, а когда успокоение достигнуто, применяют анализ. Фокус анализа может быть направлен на любые явления, в зависимости от обстоятельств: на уродство тела при  вожделении, на сострадании и добродушии при приступе негодования или злости, на закон причины и следствия при неведении. Тогда достигается стадия чистого постижения, в которой пропадает двойственность

 

     При этом ум может отупеть или, наоборот, впасть в возбуждение. Тогда надо вновь успокоить его.  Успокоение и постижение неразделимы, поскольку стоит уму успокоиться, как он сам становится объектом постижения. Следует всегда иметь в виду, что и визуализирующий и визуализация являются работой ума.

 

4.3. Анализ и концентрация на видении реальности

 

     Некоторые учителя предлагают сначала исследовать предельную реальность через доктрины, но слишком долго концентрироваться на этом нельзя, ибо потеряется постижение. По-моему, это неверно, ибо является умом, хватающим пустоту. Такое видение исчезает, как только достигнуто успокоение и, поэтому, не может стать совершенным постижением. Поскольку в анализе все формы понятийные, их нельзя делать основанием непонятийного осознания. Успокоение фокусирует ум на объекте, осуществляя его непонятийное восприятие с чётким восприятием пустотности. При этом необходимо отказаться от оценки всяких деталей. Тогда проявляется распознающая мудрость, позволяющая установить, что все реальности лишены собственной сущности. Наблюдение и исследование необходимо практиковать с постоянным вниманием на успокоении ума, а не на  понятийном анализе. То есть, сначала ум устанавливается в равновесное состояние, а уже в этом состоянии ведётся исследование с помощь, различающей мудрости.  Такое исследование надо проводить всякий раз, когда медитирующий обнаруживает у себя отклоняющие мысли.  Когда медитирующий полностью осознаёт наступление состояния совершенного взгляда на реальность, следующей практикой становится фиксация внимания, не перемежающаяся с исследованием.

 

4.4. Устранение сомнений

 

     Часть буддистских школ полагает, что для достижения видения внутренней реальности необходимо отказаться не только от двойственности, но и от мыслей вообще, в том числе и добродетельных. Такая практика приводит к интеллектуальной концепции пустоты, а не её восприятию. Другие учителя требуют установить твёрдое видение на основе анализа и логики, а затем приводить ум в состояние неразличения. Тогда создаётся осознание яркой, безупречной чистоты. Но это приводит к переживанию блаженства, получаемого через контроль над телом. Сознавание, пропитанное переживаниями, не более чем видимость. Третьи считают необязательным изучение доктрин и логики. По моему мнению, это, если и приводит к совершенному видению, только когда  медитирующий осознаёт внутренние ограничения такого понимания и удерживает в уме понимание пустоты любой реальности.

 

    Упокоение может перейти в тупую бездумность. Некоторые утверждают, что совершенное видение достигается медитацией на этом состоянии. Другие возражают, что тогда после глубокого сна без сновидений, человек просыпался просветленным.  Есть те, кто не признаёт всего этого и считают, что после установления пустотности, следует фиксировать ум на ней. Но тогда такая фиксация превращается в концентрацию на воспоминании.  Я считаю, что последняя практика вполне приемлема при условии, что уничтожена привязанность к переживанию видения.

 

     Медитационная система школы Каргьюпа: Сначала необходимо установить видение пустоты через аналитическую медитацию, или медитацию концентрации. Когда нет предварительного безошибочного видения реальности, практиковать медитацию бесполезно. Медитация без такого видения – всё равно, что слепой, бредущий по незнакомой местности без поводыря.  В тот момент. Когда медитирующий достигает осознания нереальности, он устанавливает, что и мудрость – это ясность и пустота. Такое состояние следует сохранять возможно дольше, пока он не будет нарушено восприятием и различением. Тогда медитирующий осознаёт, что источником всего является ум и что этот ум не имеет собственной сущности. Это приводит к уничтожению двойственности – единства и множества, плохого и хорошего, и т.п. Это и является совершенным видением и следует концентрироваться на этом возможно дольше.