Глава 6. Избегание медитационных отклонений

 

6.1. Удаление четырёх заблуждений

 

     Заблуждения возникают из-за того, что медитирующий сводит восприятие пустоты к интеллектуальному восприятию. Во-первых, первоначальное незнание того, что в основе всех форм и явлений лежит пустота и что это такое, приводит  начинающего к  всеобщему  отрицанию, что ведёт к скатыванию в нигилизм. Он воспринимает пустоту, но как существующую «в другом месте».  Отнести это ощущение к своему собственному уму он не в состоянии. При этом он находится в заблуждении, что направляя внимание на эту «пустоту» он достигнет просветления.  Он не может осознать, что реализации просветления происходит спонтанно в результате внутреннего преобразования. Путь, цель и состояние являются только гранями одного ума.

 

     Другим препятствием является поиск «наилучшего метода», заставляющий неопытного оставлять уже освоенный метод и приниматься за другой. Этим он может полностью остановить всякий процесс реализации.

 

     Ещё одной ошибкой является фокусировка внимания на состоянии удовольствия. Другой ошибкой является попытка устранить всякие ментальные движения, а потом медитировать на пустоте. Это происходит от непонимания того, что природа любого загрязнения – та же самая пустота и, созерцая появление и развитие загрязнения, можно, при понимании сущностной природы ума, также реализовать истинную природу. Вместо стремления к пустоте следует заниматься успокаиванием мыслей. Ошибкой также является надежда на концептуальное размышление о пустоте как природе явлений. В этом случае никакого погружения достичь невозможно. Медитирующий просто останавливает поток мыслей и считает это реализацией.

 

     Хотя основой всего является непроисходящая пустота, она рождает разнообразные явления. Осознание этого факта не позволит медитирующему уклониться в ошибку интеллектуализации. Также ошибкой является «прилипание» к ощущению блаженства и ясности, которые неопытный принимает за конечную цель. Он не понимает, что это просто следствие медитации и сильного желания получить эти ощущения. Блаженство и ясность – побочное следствие, лишенное какой-либо основы. Они тускнеют и тускнеют и, наконец, совершенно исчезают.

 

6.2. Удаление трёх отклонений

 

    Причиной отклонения является личный опыт практикующего. Когда упорно медитируют без контроля на стремлением к удовольствиям, переживаются удивительные ощущения, поскольку достигается хорошее владение нервной системой и жизненными функциями. Эти изумительные переживания звука, цвета, формы поражают медитирующего. Однако такая опасность подстерегает того,  кто находится в уединении. Тот, кто перемежает практику с обычной мирской деятельностью, как правило, переживает некоторые необычные впечатления, но не более.

 

     Медитирующий может пережить ясность в виде ярчайшего света, в котором даже ночью видится как днём. Этот свет вызывает восхищение и радость. Далее приходит неразличительное состояние восторга пустоты, заволакивающее дымкой ясное видение. Это ведёт к ослаблению мышления.

 

     Некоторые учителя приписывают ощущения тела, ума и психики пророческие свойства. Медитирующий начинает видеть сны с возвышенным смыслом, испытывается трепет тела, желание бежать, прыгать и т.п.  Медитирующий много смеётся и поёт. Правда, такое случается не со всеми. Школа Каргьюпа рассматривает их как проявление успокоения и постижения.  Такие ощущения возникают обязательно, если пробудилась отчётливая реализация.

 

     Если медитирующий страстно стремиться вновь и вновь пережить эти приятные ощущения и беспокоится при их отсутствии, то простое заблуждение переходит в более устойчивое отклонение. Ощущение блаженства становится препятствием, поскольку ум «зацепился» за него. Но ощущения блаженства исчерпывается и медитирующий оказывается в нижних мирах существования, в которых будет скитаться до конца дней.

 

     Если медитирующий увлёкся неразличительным погружением, он скатывается в бессознательную косность, а если он поддался угрюмости, запутанности и оцепенения, он скатывается до уровня животного.

 

     «Прилипание» ума к состоянию блаженства и ясности происходит из-за отсутствия твердого сознания того, что их истинная природа – пустота и они лишены самостоятельного существования. Он не может понять, что это проявление особенностей его психики, связанной с течением в теле жизненной энергии (праны). Если ум осознаёт истинную природу явлений и мыслей, такого «прилипания» не происходит. Поэтому предварительное устранение желаний и стремлений обязательно.

 

     Но у кого нет искреннего стремления избавиться от сансары и испытать возвышенное состояние ума, то не достигнет первичной чистоты ума. Поэтому медитирующий должен усвоить взгляд на всё не только как на лишенной самостоятельной сущности, но и как на невыразимое и не поддающееся определению. Необходимо иметь ясное понимание, а не заниматься интеллектуальными упражнениями.

 

     Блаженство, ясность и неразличение составляют вершину медитации, но они же и источник опасных отклонений.  Удаление этих отклонений не ведёт автоматически к реализации Махамудры, но это одно из необходимых предварительных условий.

 

6.3. Устранение препятствий в медитации

 

     При медитативном погружении фиксируемый образ должен видеться ясно, чётко и без искажений. Такая визуализация должна удерживаться долго без рассеяния. Если снижается ясность – это отупение, если возникает искажение – это возбуждение. Тупость вызывает сонливость, апатию и нежелание медитировать; возбуждение -  эмоциональные всплески, тоску, нетерпеливость.  Опытный медитирующий не только понимает природу этих нарушений, но и может превратить их в медитацию. Миларепа говорил: «Удалять тупость и мысли – всё равно, что зажигать лампу  в ясный день».

 

     Описанные выше помехи называются «внутренними», но существуют и внешние помехи – болезни, нарушающие дыхание, высокая температура, и прочие жизненные неурядицы. Их преодолевают неуклонным стремлением к цели, рассмотрением причин и устранением их и нерушимым спокойствием. Отупение делает апатичным; возбуждение – болтливым и вызывает желание поскорее закончить практику. Для их устранение следует визуализировать своего гуру над головой, в горле или в сердце и обращаться к нему с искренней просьбой об очищении. Так можно устранить все препятствия.